Критика — движущая сила прогресса, но реагировать на нее нужно правильно. В противном случае в умелых руках она может превратиться в способ манипуляции. Важно не допускать перехода на личность и направлять беседу в конструктивное русло. Как адекватное восприятие аргументированных критических замечаний может оказаться полезным для развития бизнеса и продвижения товаров и услуг, расскажет дипломированный психолог, тренер личностного роста и коуч Олеся Лупак.

Критика и манипуляции: в чем отличие?

Критика — это информация, которой с нами делится оппонент. Многие воспринимают ее как нечто ужасное, с чем необходимо бороться или следует избегать. Если не принимать замечания на личный счет, конструктивная критика помогает улучшить качество продукта или услуги, расширить влияние бизнеса. Без нее вы не сможете узнать, почему товар не продается, и к вам не выстраивается очередь клиентов.

Манипуляцией называют скрытую форму взаимодействия с целью получения для себя какой-то выгоды. Все люди манипулируют друг другом. Но эти действия могут быть как честными, взаимовыгодными — в духе «win-win», так и деструктивными, токсичными.
В первом случае выигрывают обе стороны. Примером такой стратегии может быть поведение мамы, которая хочет забрать ребенка с детской площадки. Она обещает ему показать дома что-нибудь интересное (например, мультик) или вручить подарок, чтобы малыш спокойно и без слез отправился с ней.

Деструктивная манипуляция направлена на получение выгоды, но при этом человек не готов отдать что-нибудь взамен. Такие люди чаще всего «играют» на чувстве вины. В их речи могут сквозить выражения: «Я и подумать не мог, что ты такой!», «Я от тебя не ожидал!». Манипулировать можно любовью, гордостью, вниманием, обезоруживая человека и делая его беззащитным.

Когда критика и манипуляции допустимы?

Психолог Олеся Лупак утверждает, что критика допустима, если она конструктивна, помогает оценить качество товара или услуги, без перехода на личности, эмоции и обвинения. В этом случае мы имеем дело с обратной связью и можем задавать вопросы оппоненту с целью выяснить, как он пришел к такому мнению, и каким бы хотел видеть продукт.

Что касается манипуляции, то она допустима только в рамках стратегии «win-win», когда обе стороны оказываются в выигрыше. В сфере торговли, по телевидению мы регулярно сталкиваемся с такими действиями. Например, витрина магазина может привлекать нас красивым оформлением, яркими лозунгами. Такая манипуляция оказывается выгодна и продавцу, и покупателю: первый получает прибыль, а второй — нужный товар.

Как реагировать на критику и манипуляции?

Конструктивная критика — повод побеседовать с оппонентом, с целью выяснить слабые стороны своего бизнеса. Такой общение принесет пользу и станет толчком к дальнейшему развитию.

Если критика затрагивает личность, не вступайте в дискуссию и не пытайтесь что-либо доказать: тем самым вы бережете себя. Помните, что люди часто проецируют на нас то, что отрицают в себе или не смогли высказать другим. Так же спокойно и невозмутимо реагируйте на манипуляции, отвечая: «Я подумаю». Не поддавайтесь на провокации и не принимайте обвинения на свой счет.

Как выстроить границы общения?

«Главный критерий — это внутренний комфорт. Вы не должны быть угнетенными или подстраиваться под других. Если замечаете попытку манипулировать вами, открыто скажите человеку, что в его поведении не допустимо и почему, и каким бы вы хотели видеть ваше общение», — считает тренер личностного роста и коуч Олеся Лупак.
Критика и манипуляции могут быть полезными. Но если они разрушают вашу личность, не поддавайтесь эмоциям и четко обозначьте границы своего пространства.

Источник Сноб

Оставьте комментарий