«Алтай и Сибирь — это сердце России, где обитает дух русского человека. А если пофантазировать дальше и сравнить Россию с деревом, как это делали предки-язычники, корни — Дальний Восток, а крона — её европейская часть. Но сам ствол, на чём держится основа культурного наследия, — именно Сибирь и Урал», — так во вступлении к своему остросюжетному роману начинает повествование прозаик родом из Бурятии Александр Кельдюшов.

Основанный на реальных событиях, роман «Медведица» погружает читателя в мир дикой природы, в бескрайние таёжные леса, где человек — далеко не венец творения, как он сам о себе привык думать.

«Тайга — это государство в государстве со своими сводами законов и правил, и лишь человек не вписывается в её равномерную жизнь. Он потерял связь с природой, разрушил идиллию, он только берёт, не давая ничего взамен», — предостерегает нас автор. И эти слова как нельзя более точно передают главную идею всего произведения: мир живой природы, столь хрупкий и беззащитный перед безжалостностью человеческой алчности, тоже умеет жестоко мстить за нанесённые обиды, тоже может быть беспощадным.

Главной героиней произведения становится забайкальская медведица, которую жестокость и безрассудство людей превращают в непримиримую человекоубийцу. Двое браконьеров убивают на охоте её пятимесячного медвежонка. За это преступление они оба немедленно расплатятся жизнью — убийца и его, в общем-то, невиновный старший товарищ. А затем с ними страшную участь разделят ещё многие невинные души — ведь для разъярённой медведицы в лице браконьера, убившего её малыша, соединяется весь человеческий род.

А параллельно автор рассказывает нам о разрухе, царящей в бурятском поселении Клюевке после роковой «перестройки». Глазами одного из своих героев, местного старожила, старшего лесничего Семёна Петровича, Александр Кельдюшов заставляет нас обозреть руины некогда великого государства, именовавшегося Советским Союзом. Под видом демократов, пришедших преодолеть «застойные времена», до власти дорываются бандиты и торгаши, которые только и умеют, что разваливать и грабить страну с целью набить собственные карманы. Особенно заметны последствия государственного крушения здесь, в северной глубинке, где с постепенной утратой производственной базы исчезают рабочие места и перспективы для местной молодёжи. И если принять за основу слова автора, что «Сибирь — это сердце страны», выходит, что сердце это перестаёт биться…

Чтобы подчеркнуть утрату людьми человеческого облика, автор наделяет свою медведицу чисто человеческими качествами. Она мыслит, переживает, любит и ненавидит, подобно человеку. Чувства, которые она испытывает, понятны любой матери. Трогательные сцены её заботы о своём медвежонке и горького его оплакивания чередуются с жестокими натуралистичными сценами расправы с врагом-человеком. Она словно олицетворяет собой дух леса, дух живой земли, взбунтовавшийся против зла и насилия над собой. Ни герои книги, ни сам автор не смеют осуждать этот бунт, задача человека — заслужить у матери-тайги прощение. Недаром искупительной жертвой становятся чистые душой влюблённые, сами только что пережившие потерю новорождённого ребёнка…

Так через покаяние и искупление автор предлагает человечеству измениться, начать новую жизнь. А воспользоваться благим советом или нет — в руках каждого.

Александр Кельдюшов — писатель, лауреат Международной литературной премии имени Франца Кафки, награжден благодарственным письмом от депутата государственной думы ФСРФ «За выдающийся вклад в развитие литературы в России и за рубежом», а также дипломом Интернационального Союза писателей «Писатель года»,
автор книг: «Медведица», «Отчуждение», «З.Л.О.» и другие.

Заказать книгу и найти более подробную информацию об авторе: www.keldushov.ru

Оставьте комментарий