Продавцы подделок пытаются разрушить 85-летнюю репутацию Фабрики Оренбургских пуховых платков, прикрываясь «бабушками-вязальщицами»
Фабрика Оренбургских пуховых платков заявляет о целенаправленной информационной кампании со стороны продавцов подделок, выдающих законную борьбу с контрафактом за «гонения на бабушек-вязальщиц». На протяжении многих лет Фабрика Оренбургских пуховых платков защищает промысел, а в результате сама становится объектом манипуляций со стороны недобросовестных предпринимателей.
Елена Курлаева, директор фабрики: «Мы больше не можем молчать. Мы обращаемся к независимым изданиям и думающим читателям и просим взглянуть правде в глаза. Уже несколько лет продавцы контрафакта, нарушившие закон и не желающие нести ответственность за продажу подделок в колоссальных объёмах, ведут с нами негласную войну: против нас заказывают сюжеты на телеканалах и публикации в СМИ. Мы хотим, чтобы люди знали правду: мы не ведём «войну с бабушками». Наши иски направлены против продавцов подделок, которые дискредитируют промысел.»
Миф о «монополии» фабрики на «Оренбургский пуховый платок» намеренно разгоняется недобросовестными конкурентами. Оренбургский пуховый платок – это не товарный знак, а всенародное культурное достояние, его нельзя запатентовать, приватизировать или монополизировать. Получить право использования НМПТ «Оренбургский пуховый платок» может любой предприниматель и даже физлицо, которые производят изделия в Оренбургской области и соблюдают каноны промысла. На данный момент зарегистрировано 11 правообладателей. Со многими из них фабрика поддерживает дружественные и рабочие отношения, ведётся совместная борьба с контрафактом.
Анализ открытой и доступной всем Картотеки арбитражных дел показывает: большая часть ответчиков (более 60%) – мужчины не из Оренбургской области, причём средний возраст – менее 40 лет. Доказанные в судах миллионные объёмы реализуемых подделок говорят о коммерческом, а не «домашнем» характере деятельности. На рынке ежегодно реализуется 80–90 тыс. подделок под видом «оренбургских». Доля оригинальных ручных работ составляет лишь 2-3% от объёма рынка: в регионе осталось 100-150 активных вязальщиц; их совокупное годовое производство – 1200-1500 платков. Фабрика поддерживает настоящих мастериц, создающих оригинальные платки, многих знает лично и помогает им.
Основной поток подделок – из Дагестана и Карачаево-Черкесии. Недобросовестные продавцы закупают массовые изделия («узбечка») за 300 руб., позиционируют как «оренбургские» и продают за 3 000 руб. Подделки, купленные за такую низкую цену, не сопоставимы с подлинными Оренбургскими платками: вместо тончайшего пуха – некачественная шерсть и синтетика, нарушены каноны вязания и орнамента, отсутствует контроль качества. Для правообладателей это системная боль: контрафакт подрывает доверие к промыслу, искажает рынок и наносит репутационный ущерб всей отрасли.
С ростом онлайн-торговли продавцы подделок на маркетплейсах начали мимикрировать под товарные карточки с оригинальными изделиями: они копируют визуальный код – подбирают схожие шрифты и цвета, делают идентичную инфографику, воспроизводят стиль съёмки и даже договариваются с теми же моделями, чтобы в поисковой выдаче «смешаться» с оригинальными карточками. Для ухода от ответственности нарушители используют процессуальные уловки – не пишут прямым текстом «Оренбургский пуховый платок», а «размывают» формулировки, смешивая их с другими словами, чтобы одновременно создать у потребителя иллюзию подлинности и минимизировать риски наказания. География нарушений: от Калининграда до Владивостока; преобладают Москва, Московская область и Дагестан.
Наталья Наумова, представитель Фабрики Оренбургских пуховых платков: «Продавцы контрафакта зачастую проигрывают в судах и понимают бесперспективность своей позиции. Поэтому всё чаще они уходят в непроцессуальные методы: давят через СМИ, нагружают Министерства, Правительство, ФАС и депутатов жалобами с искаженной информацией – лишь бы не нести ответственность. Крупные суммы в исках – не «страшилка», а прямая логика закона, это двукратный размер стоимости контрафактной продукции, что означает лишь одно – оборот у нарушителей был значительным.
Защита НМПТ правообладателями – нормальная практика. Для этого и создан институт интеллектуальной собственности. И если у фабрики Оренбургских пуховых платков суммарно 86 дел по защите интеллектуальной собственности, то у «коллег по цеху» Павловопосадской платочной мануфактуры – 2236 дел, аналогичную защиту ведут Хохлома и Гжель, Крестецкая строчка, Нарзан, Вологодское масло, Ессентуки, Тульский пряник и др. Защищать промысел – это норма, а не исключение. Кроме того, это необходимость, иначе через 10-15 лет потребитель забудет, как выглядит настоящий Оренбургский пуховый платок».
Если предприниматель, к примеру, продал контрафакт на 8 млн руб., закон даёт право требовать двойной размер стоимости контрафактного товара – 16 млн руб. Как правило, в более чем 50% случаев стороны приходят к мировым соглашениям: предприниматели официально признают торговлю подделками, обязуются прекратить такую деятельность, фабрика многократно снижает исковые требования – иногда в десятки раз, что позволяет избежать затяжных и дорогих процессов. Некоторые нарушители не хотят нести ответственность и вместо правовой защиты или мирового соглашения пытаются давить на суд через СМИ или обращаются в государственные органы, изображая из себя жертв.
В медиапространстве фигурирует тезис о том, что фабрика «судится с пенсионерами». Речь идёт об одном показательном эпизоде. И здесь важно не останавливаться на заголовках, а смотреть в детали. Суд установил, что изначально контрафактной торговлей через интернет-сайт занимался сорокалетний предприниматель и был привлечён к ответственности. После этого незаконная деятельность не прекратилась: коммерческая схема была формально «переведена» на больную тёщу-пенсионерку – при этом сайт и телефоны остались теми же, то есть фактическая инфраструктура продаж не менялась. Финансовые показатели подтверждают коммерческий характер: обороты по счетам превысили 3,5 млн руб. Лишь после повторного наказания «семейный» бизнес подделками был прекращён. Кейс наглядно демонстрирует, как используется манипуляция образом пожилого родственника для ухода от ответственности.
Фактически полученные суммы по делам составляют менее 1% выручки предприятия и зачастую не покрывают издержки (контрольные закупки, независимые экспертизы, юристы и командировки по стране). Кроме того, на стадии исполнения выплаты от нарушителей часто снижаются, растягиваются по времени, зачастую взыскать их невозможно из-за уклонения или банкротства. Компенсации носят пресекательный характер. Основной источник дохода фабрики – производство и продажа фирменных изделий, в том числе коллаборации с крупными российскими брендами. Работа по выявлению контрафакта ведётся для охраны интеллектуальной собственности и защиты потребителей.
Предприниматель из Оренбурга Галия Абсалямова, торговавшая контрафактом, на протяжении 10 лет ведёт борьбу с фабрикой, против которой выступала в 26 судах по всей стране, отмечают в Фабрике Оренбургских пуховых платков. Её инициативы против фабрики систематически терпят поражение: иск о запрете использования названия компании «Фабрика Оренбургских пуховых платков» – два года судебного процесса, в иске отказано; обращение в Роспатент с целью лишить фабрику статуса правообладателя – Роспатент отказал, статус сохранён; безуспешная попытка запретить празднование 85-летия фабрики.
Судебные расходы фабрики по защите от исковых жалоб Абсалямовой Г.К. превысили 3 млн руб. за последние 3 года.
При этом, как отмечают в Фабрике Оренбургских пуховых платков, судами установлено, что Абсалямова Г.К. активно торговала контрафактом – суд взыскал с нарушителя компенсацию 1,8 млн руб., что говорит о крупном обороте подделок, который носил систематический характер в течение длительного срока.
Интересно, что Абсалямова Г.К. позиционирует свою точку по продаже платков как «Первый частный музей оренбургского пухового платка». Однако, по официальному ответу Департамента музеев Минкультуры России, ЧУК «Первый частный музей оренбургского пухового платка» и Абсалямова Г.К. в системе не зарегистрированы; культурные ценности отсутствуют и в негосударственную часть Музейного фонда не включались.
Фабрика продолжит системную борьбу с подделками. В работе находится более 25 претензий, значительная часть – к предпринимателям из Дагестана, Татарстана, Башкирии, Москвы и Московской области. Основной формат нарушений – интернет-торговля.
Основанная в 1939 году, фабрика более 85 лет сохраняет технологию, которая ещё с советских времён объединяет машинную вязку и ручное вязание, каноны строго соблюдаются. Несмотря на попытки однобоко представить фабрику как «промышленного гиганта», фабрика – это прежде всего люди. На фабрике – самый большой официальный штат среди всех правообладателей. Здесь трудятся династии мастериц, передающие навыки из поколения в поколение, сотрудники со стажем более 40 лет. Их школа, аккумулированный опыт и бережное отношение к технологии формируют стандарт качества, с которым ассоциируется Оренбургский платок.
Фабрика системно развивает промысел и расширяет географическое присутствие. Сегодня продукция представлена более чем в 30 магазинах по всей стране, в том числе в крупнейших торговых центрах столицы в «Европейском» и в «Авиапарке». В 2025 году в Москве планируется открытие новых бутиков в «Афимолле» и «Океании». Компания активно продвигает символ региона на российских и международных маркетплейсах, ежегодно участвует в неделях моды в Москве и Санкт-Петербурге, презентуя коллекции, вдохновленные красотой оренбургских орнаментов и демонстрируя актуальные стилизации классического изделия.
Фабрика является давним партнёром Оренбургского областного музея изобразительных искусств: передаёт в дар уникальные коллекции платков и принимает участие в выставках, которые экспонируются по всему миру. За последние годы изделия фабрики благодаря инициативе Музея побывали в Швейцарии (на выставке в штаб-квартире ООН), в Монголии и Кыргызстане. Отдельная гордость – уникальные платки с индивидуализацией, которая возможна благодаря современному первоклассному оборудованию. Такие изделия с вывязанными изображениями и даже портретами дарят известным деятелям культуры, науки, спорта, государственным и общественным лидерам, помогая прославлять Оренбуржье и укреплять культурную идентичность региона.