Общество

44% россиян хотят иметь наставника — исследование Центра «Машук» и ВЦИОМ

14 ноября, 2025, 15:10

Центр знаний «Машук» и АЦ ВЦИОМ провели всероссийское исследование по вопросам наставничества: 44% россиян хотели бы иметь ментора. Пресс-конференция, где были представлены итоги масштабного изыскания, прошла 12 ноября в пресс-центре ТАСС. В онлайн-опросе приняли участие 4005 человек в возрасте от 8 до 60 лет.

Согласно данным исследования, почти половина россиян — 44% — хотели бы иметь наставника. Наибольшую потребность в менторе выразила молодёжь: 68% респондентов до 30 лет отметили, что нуждаются в поддержке опытного наставника. Среди старшего поколения (45–60 лет) этот показатель составил 59%.

Генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения, председатель Общественного совета при Минтруде РФ Константин Абрамов сообщил, что у 77% россиян уже был или есть наставник. Для 60% участников исследования наставниками чаще всего становятся коллеги по работе — они помогают в адаптации и профессиональном развитии. Родителей и опекунов назвали наставниками 38% граждан, а школьных учителей и преподавателей вузов — 37%. Родственников в этой роли отметили 27% опрошенных, а психологов — 6%.

Эксперты определили топ-3 наставников россиян: коллеги (60%), родители (38%) и учителя (37%). Друзей в качестве менторов рассматривают лишь 18% опрошенных. Женщины чаще, чем мужчины, выбирают наставника среди психологов: 8% против 4%.

Генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель гендиректора Российского общества «Знание» Антон Сериков отметил, что 65% россиян нуждаются в наставнике прежде всего для профессионального развития. Для эмоциональной поддержки и принятия решений ментора ищут 36% опрошенных. Также россияне хотели бы иметь наставника для достижения спортивных целей или в вопросах семьи и личной жизни.

По мнению 94% респондентов, наставник обычно старше по возрасту. Во всех возрастных группах доля тех, у кого наставник старше, превышает 90%. Наставники своего возраста есть лишь у 16%. При этом для 85% россиян пол наставника значения не имеет.

Главные качества идеального наставника, по данным опроса: стремление к развитию (74%), коммуникабельность (70%), терпение (56%) и практический опыт (55%). Материальное положение не считается определяющим фактором успешности наставника.

Несмотря на то, что россияне заявляют — пол ментора не важен, на практике чаще выбирают наставников своего пола. Так, у 50% мужчин наставником был только мужчина, у 42% женщин — только женщина.

О развитии института наставничества в России рассказал председатель Комитета Госдумы РФ по молодежной политике, член наблюдательного совета Центра «Машук» Артём Метелев. По его словам, в Трудовом кодексе РФ появилась отдельная статья о наставничестве в сфере труда. Также для российских работодателей трёхсторонняя комиссия по трудовым отношениям разрабатывает рекомендации по внедрению и развитию программ наставничества.